О тарусских мастерицах
Таруса - одно из мест, где бережно сохраняются народные художественные промыслы. Таруса уже давно является одним из центров русской вышивки. В городе существует профессиональный лицей № 34 и фабрика художественной вышивки. На выставках в Париже и Милане композиции искусных мастериц отмечены золотыми медалями. Русские узоры с гордой маркой "Сделано в Тарусе" идут теперь во все концы земного шара.
Очень высоко ценил творчество тарусских вышивальщиц К.Г. Паустовский: «В городе есть вышивальщицы, если можно так выразиться, с европейским именем. Их работа восхищала зрителей на разных выставках, особенно на Всемирной в Брюсселе».
Тесно связанное со всем укладом народной жизни, искусство художественной вышивки создавалось веками. Зимними вечерами крестьянки собирались на «посиделки», рассаживались на широких лавках, клали на край стола «круги» от решет, заменявшие им пяльцы, и начинали вышивать на холсте узоры. Самая голосистая затягивала песню или заводила частушки-коротушки. Быстро мелькала игла и нить в проворных руках вышивальщицы.
Распевает, расшивает, у окошечка присев, и сама того не знает, где узор, а где напев...
Ни одна свадьба не обходилась в приокских деревнях без вышивок. Когда жених ехал за невестой, то дугу свадебной повозки украшали вышитым рушником. В избе развешивались вышитые петухами и елочками полотенца, горевшие всеми цветами радуги. Самый красивый рушник клали на деревянное блюдо, на котором подносили хлеб-соль. Искусные руки тарусских мастериц издавна украшали художественной вышивкой свадебные подарки, рубашки, скатерти, полотенца. Это была традиционная калужская перевить, унаследовавшая декоративные мотивы и орнаменты от древних поселян верхнеокского края.
В 1924 году мастерицы объединились в артель. В ее организации участвовали большие знатоки искусства художественной вышивки Мария Федоровна Якунчикова и Наталья Яковлевна Давыдова. Первой пришла в артель Маргарита Гумилевская.
Сначала в артели насчитывалось сорок мастериц, главным образом, жительниц Тарусы, работавших на дому. Белыми и цветными льняными нитками на холсте и редине они вышивали скатерти, дорожки, платья, рубахи, полотенца. Образцы узоров мастерицы собирали у крестьянок окрестных сел. Использовались также рисунки русского орнамента — растительного и фигурного. Техникой работы по-прежнему оставалась калужская перевить.
Тематика тарусской вышивки от самых своих истоков основывается на изображении реальной жизни, природы, животного и растительного мира, того, что окружает человека в быту. В искусно сделанных узорах мастериц есть и фигуры птиц, и домашних животных, деревьев и цветов.
Работая, мастерицы пели песню: «Уж ты, сад, ты мой сад». По мотивам ее они создали композицию «Сады». Появились на вышивках кудрявая березка из песни «Во поле березонька стояла», зеленые елочки, «медведи», «белочки», сказочные кони («У коня грива колесом завита»), павлины с пышными хвостами, величавые павы, «утки» с длинными носами.
Работы вышивальщиц-тарусянок отличались богатством изобразительных элементов, умелым сочетанием различных оттенков красок, пленяли своей простотой и праздничностью. В 1925 году на международной выставке в Париже экспонировалось несколько вышивок, выполненных лучшими тарусскими мастерицами. Жюри отметило их Золотой медалью. Через два года открылась Миланская выставка крестьянского декоративного искусства. И снова тарусянки получили награду. Слава о тарусских рукодельницах разнеслась повсюду. Их изделия шли во все концы нашей страны и за границу: во Францию, Англию, Америку, Японию, Турцию.
С 1928 года, когда умерла Давыдова и уехала Якунчикова, всю организационную работу в артели взяла на себя Гумилевская. Она добывала материалы, раздавала мастерицам рисунки. И по-прежнему много вышивала сама. Здесь вырос и окреп ее большой талант. В 1931 году она стала художником артели.
В те годы в стране строились Днепрогэс, Магнитка, Турксиб. На тему строек в артели было создано панно «Индустриализация». На желтом полотне — декоративное изображение: доменная печь, заводской корпус, дымящаяся труба, рядом — подъемный кран.
В 1937 году советские полярники покорили Северный полюс. В честь этого события тарусянки вышили панно «Завоевание Северного полюса»: на фоне оранжевых, желтых и фиолетовых красок северного сияния ледокол «Челюскин».
Русскую зиму с ее морозами, скрипучим снегом, инеем Маргарита Николаевна запечатлела в вышивке «Снежинки».
Одна из работ тарусянок называется «Клевер и пшеница»: на красном фоне цветок клевера в обрамлении золотых колосьев пшеницы. Узор венчают слова: «Урожай наш, урожай, урожай высокий».
Радостные чувства вызывает композиция «Москва-столица». Белой строчкой на шелковой ткани изображен Большой Кремлевский дворец со стороны реки Москвы и огни салюта. Ярко горят рубиновые звезды. Вышивку окаймляют слова из стихов Джамбула; «Привет, привет тебе, Москва, — столица славная моя. Ты солнца ярче и теплей, ты сердце Родины моей».
Весной широкий заокский луг, что напротив Тарусы, похож на сказочный ковер. Им когда-то любовался Левитан, его рисовал Василий Дмитриевич Поленов. Однажды весной по этому лугу шла из поленовского музея Гумилевская. У дуба, очень похожего на тот, что на шишкинской картине «Среди долины ровная», она залюбовалась цветами. У опушки росли незабудки, ландыши, анемоны.
Художница смотрела на цветы, на серебристую ленту Оки, на тугие облака, которые проплывали над лугом, и слушала песню жаворонка. Когда еще был жив Поленов, Маргарита Николаевна собирала на этом лугу ромашки и плела из них венки. И сейчас при виде весенних цветов у нее сильнее забилось сердце.
Эта радость передалась в ярком узоре вышивки «Весна». За полотенце «Весна» и другие вышивки на Всемирной выставке 1958 года в Брюсселе Маргарите Николаевне Гумилевской присудили Золотую медаль.
В 1961 году тарусская артель была преобразована в фабрику художественной вышивки. Трехэтажный корпус ее стоит на высоком холме.
Давайте зайдем сюда и проследим за процессом вышивки. Получена ткань первого сорта. В подготовительном цехе ее тщательно проверяют. Браковщицы заметят малейший изъян. И сейчас же сделают стежок цветной ниткой — предупреждение закройщицам. Цветных стежков на ровной и чистой материи оказывается немало.
В соседнем цехе ткань раскраивают и к каждому куску прикрепляют белую ленточку — паспорт будущей вышивки. Дальше — подготовительный цех. Тут намечаются контуры орнамента. Работницы выдергивают нитки там, где пройдет мережка, делают канву вышивки. Работа планировщиц требует большой точности. Поэтому так сосредоточенны лица мастериц.
Сердце фабрики — цех вышивки. Есть какой-то особый ритм в простых и привычных движениях рук вышивальщиц, еле уловимая красота и легкость. Мастерицы вышивают по готовым рисункам, но их работа — не механическое копирование. Есть в ней тот огонек творчества, без которого немыслимо любое искусство.
...Самый творческий цех – экспериментальный. Здесь трудятся настоящие художники. Через широкое окно в цех пробиваются яркие лучи солнца. Они мягко скользят по вышивкам. Золотом и изумрудом сверкают и светятся поистине сказочные изделия. Одна из вышивальщиц взяла сложенную вчетверо скатерть и вдруг одним широким движением раскинула по столу. В комнату, как в сказке, вошли весна, солнце. Шелковая скатерть переливалась всеми оттенками утренней зари. Оранжевые, синие, желтые, зеленые цвета заиграли, чем-то напоминая отблеск драгоценных камней, между которыми струилась золотая нить.
|